Умное воспитание
Порой мы не понимаем своих детей, вчерашний славный малыш, вдруг начинает капризничать и на все отвечать «Неть!», послушный ученик начинает курить и прогуливать уроки, а будущий студент задает неловкие вопросы, на которые мы должны научиться честно отвечать. Что же происходит ребенком по ходу взросления и как встретить возрастные кризисы во всеоружии? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить.
От рождения примерно до 2-ух лет жизнь младенца напрямую связана с сосательным инстинктом и маминой грудью (при искусственном вскармливании грудь замещается соской), поэтому полость рта, губы, язык являются, в этот период, для малыша главными частями тела, Фрейд назвал эту стадию «Оральной».
Помимо насыщения ребенок получает огромное удовольствие прильнув к материнской груди. Если грудь полная, то ребенок понимает, что жизнь полна изобилия, если же нет, то ресурсов на всех не хватит, в дальнейшем это может породить различные ограничивающие убеждения, самое показательное из которых, например, неумение зарабатывать деньги. Также если в этот период ребенок чувствует дефицит физического контакта с мамой, а точнее с грудью, то в будущем это может компенсироваться курением или злоупотреблением алкоголя. Такие люди отличаются инфантильностью, не могут принимать самостоятельные решения, нуждаются в поддержке.
Конечно лучше всего кормить ребенка грудью, однако если это по каким-либо причинам невозможно, лучшее, что вы можете сделать — это окружить его любовью и лаской, ну и естественно соска вам в помощь.
От 2-ух до 3-ех лет ребенок учится самостоятельно ходить на горшок, для него это акт творчества, если хотите творения — он что-то производит самостоятельно, без помощи взрослых, это одна из первых осознанных функций детского организма, здесь впервые возникает саморегуляция и самоконтроль (Фрейд назвал эту стадию «Анальной»).
В зависимости от поведения родителей формируется два типа фиксации. Если родители очень строго и требовательно принуждают ребенка во что бы то ни было сходить на горшок, он может реагировать двумя способами:
— отказаться выполнять требования родителей и у него могут начаться запоры;
— выполнить требования родителей, даже через силу.
В первом случае может сформироваться скупой, упрямый человек, который разобьется в лепешку, но настоит на своем. Во втором возможно проявление жестокости, высокий уровень тревоги и даже садистские наклонности.
Для того, чтобы избежать негативных последствий в будущем, достаточно просто самому ребенку позволить контролировать этот процесс и хвалить его за успешную реализацию и ни в коем случае не подвергать наказанию за размазанные по стене фекалии (хоть это и бывает чертовски трудно).
От 3-ех до 7 лет, по Фрейду мальчик переживает Эдипов комплекс (девочка комплекс Электры, по Юнгу).
Психоаналитики считают, что в этом возрасте ребенок испытывает первые эротические переживания по отношению к родителю противоположного пола и враждебное отношение к родителю своего пола. В такие моменты сыновья говорят о том, что когда они вырастут, то женятся на маме, а дочери выйдут замуж за своих отцов. Значение данного периода жизни заключается в половой идентификации.
В случае нарушений (мальчик одевает женскую одежду или играет в куколок) возможна коррекция — стоит уделить внимание детским сказкам, культивирующих мужественность (например богатыри) и наоборот (в случае с девочками).
От 7 до 12 лет, так называемый «Предпубертатный период» по Э. Эриксону, (по Фрейду «Латентный»).
«Золотое» время родителей, ребенок покладистый, хочет учиться. В это время продолжается половая идентификация, мальчики общаются с мальчиками, девочки с девочками, они не редко конфликтуют между собой, однако запрещать вступать в такие конфликты не нужно (до определенного предела конечно), ведь если мальчики не будут проявлять свою агрессивность, то рискуют стать женственными или их агрессия выплеснется во взрослой жизни в жестокость (вплоть до патологии).
Для девочек в этом возрасте очень важен телесный контакт с родителями, некоторые психологи утверждают, что до 6 раз больше, чем в прежние времена. Если девочка не получит достаточное количество «обнимашек», то она в силу своего более раннего развития, в отличие от мальчиков, будет искать их на стороне.
Ну и конечно интерес в учебе родители могут поддержать собственным примером. Хорошо, если родители читающие, ребенок видит пример и сам с удовольствием читает, но если вам не до этого, то нужно, как минимум интересоваться заданными уроками, оказывать помощь, где это необходимо.
От 12 до 18 лет пубертатный период, который подразделяется на ранний 12-13 лет, подростковый пик 13-15 лет, старший подростковый 15-18 лет.
Самое ценное, что происходит в раннем пубертате, это фаза платонической любви, именно в этот небольшой промежуток времени (примерно 1 год) мы можем научить ребенка близким отношениям. Вся романтика, на которую способен взрослый человек заложена в этом возрасте. Мы можем механически вскочить на коня, подарить цветы, однако здесь речь идет о настоящих чувствах, если нас не научили быть романтиками, то во взрослом возрасте это очень трудно. Что помогает? Романтическая литература, кино о «высоком».
Подростковый пик. Тело подростка начинает еще более стремительно расти, происходят глобальные гормональные изменения и сознание не успевает за этими изменениями, очень часто в этом возрасте ребенок не принимаем свое тело, оно ему не нравится, он находит в себе много недостатков, думаем, что это замечают другие (хотя им до этого нет дела, ровесники также сосредоточены на себе).
В этом возрасте люди стремятся к самостоятельности, отделению от родителей, происходит обесценивание мнения старших (родители, педагоги). Один из внутренних конфликтов выглядит так: "Быть как все - быть собой", то есть в этом возрасте мы понимаем свою уникальность, наше абстрактное мышление выходит на новый уровень и в то же время мы боимся остаться в одиночестве, боимся оказаться вне группы.
Родителям очень важно научится принимать ребенка и при этом не «прогибаться под него» и даже если он всем видом показывает вам, что в вас не нуждается — это просто маска. Самые сложные моменты для родителей в этот период - быть честным и открытым со своим ребенком, заботиться о нем, но не ущемлять его, не скрывать своих чувств и говорить об этом.
К старшему подростковому возрасту желательно, говорить со своим чадом на равных, это придаст ему (ей) уверенности и самостоятельности. В этот период появляется эмоциональная осознанность, начинается процессы поиска смысла жизни и себя, на первый план выходят экзистенциальные вещи.
Нарушения в этот период грозят асоциальными проявлениями, отсутствием самостоятельности, нежеланием отделиться от родителей и жить самостоятельно.
Подводя итог, хочу дать простой совет - в воспитании руководствуйтесь любовью, здравым смыслом и своими детскими воспоминаниями.